Притчи

В чем главное зло денег?

Мудрецу показали монету древнюю и сказали: «Она баснословно дорога, ведь ей три тысячи лет». «Я одно вижу, — ответил мудрец, — что и три тысячи лет тому назад люди не могли освободиться от когтей сатаны, раз уже имели деньги».

Смысл притчи в том, что люди придумали деньги для удобства обмена, но ими руководил сатана, имитирующий всё и знающий, что люди начнут то же самое — подменять настоящее муляжами. В этом и заключено главное зло денег: они подменяют муляжом настоящее, и эта их особенность постепенно приучает душу к подобному. Муляж никогда не может стоить столько же, сколько подлинное, но люди из-за денег убивают друг друга, не понимая будто, что жизни нет замены в Мироздании. Умение муляжа — денег — подменить собою всё распространилось и на то, что дороже жизни земной: на душу. Даже веру люди подменяют деньгами, когда доверяют священнику совершить над ними некий условный обряд и платят за это деньги.

Жизнь земная очень изменилась к худшему с изобретением денег, но люди этого не осознают: они послушные рабы сатаны и приняли его условия игры. «Нет ничего настоящего, что невозможно подменить муляжом» — вот что стоило бы чеканить на монетах.

Копейка сказала рублю: «Когда нет меня у человека, он не так горюет, как от отсутствия тебя. А ведь ты состоишь из сотни таких, как я». «Нет, — ответил рубль, — об этом никто не помнит. Я имею собственную ценность для человека, и он думает, что имеющий копейку хуже, чем имеющий рубль».

Смысл притчи таков: умение в нужный момент вспомнить, что жизнь имеет много маленьких радостей, а не только огромные, часто спасет человека от уныния. Устремляясь к обладанию большим, он забывает о малом, и это неверно. На нужные вещи будьте направлены — к счастью души, а не к удовлетворению материальных нужд, обычно к тому же чрезмерных. Ибо подлинное счастье делает человека гораздо более зрячим к радостным мелочам Бытия, нежели когда взор его затуманен ложными целями. Многое имение не много счастья даёт душе, а много бед, ибо душа стремится освободиться от материального, а телесное в человеке уничтожает радость души тем, что приобретает всё большее число связей с земным. Избавляйтесь, а не приобретайте с радостью — и только когда вы почувствуете эту радость, могу Я назвать вас людьми, увидевшими подлинный Свет.

Медный грош сказал золотой монете: «Как музыкален твой звон!» «Нет, — печально вздохнула монета, — эти звуки обольщают слух, как речи сатаны, потому это не музыка, а вой загубленной души. А вот твоё звяканье — это души смех, ибо она радуется такой малости, как ты, если сама чиста».

Смысл притчи в том, что музыка звонкая и радостная — это шум дождя, льющегося с неба, плеск воды в реке, кудахтанье курицы, снесшей яйцо, звук любовного поцелуя, пение над колыбелью ребёнка. А звон золота — шум великого зла, ибо золоту придали люди свойства, ему изначально не присущие. Потому звяканье золотых монет — это души погребальный звон, которому радуется только глупец, не узнающий в нём призывный голос сатаны.

К началу