Притчи

Богатство: счастье или иллюзия? Возможности или искушения?

На дубе рос один листочек, который не хотел быть дубовым. Он решил стать резным, как у папоротника. Но ничего он не мог с собою поделать — уж каким родился, таким и будешь. Но тут одна гусеница ему сказала: «Если ты так хочешь быть резным, я тебе помогу». Листочек обрадовался и согласился, и гусеница принялась за дело. Скоро дубовый листочек стал совсем сквозным. «Я добился своего!» — только и успел воскликнуть он, как умер. Гусеница его сожрала.

Смысл притчи в том, что не стоит вам так изощряться в форме. Люди вообще очень к этому склонны, а в последнее время особенно. Ваши усилия не имеют ничего общего с Творцом, потому что Он форму привязывал к содержанию так, чтобы они стали нерасторжимы. А когда форму видоизменяют, а содержание остаётся прежним, то это ведёт к упадку и гибели. Я имею в виду то, что люди ограничивают свою жизнь одними только преобразованиями материального, а о душе своей не заботятся. Всё должно быть в гармоническом равновесии. Ибо если есть изменение материального, а духовное застыло, это приводит к уничтожению главного — Небесного Света в душе, без которого жизнь напрасна.

†††

Груду золота большую нашёл один человек в пещере. «Кто-то его тут оставил — значит, он может прийти и его забрать, — подумал этот человек. — Надо мне его опередить». Он сбегал домой за ослом и тележкой и стал нагружать тележку золотом. Но груда была такая огромная, что ослик не мог сдвинуться с места. Тогда человек сбегал на рынок и купил себе ещё двух осликов. Он заставил их тащить тележку с золотом к себе домой. Дома он стал думать, куда бы спрятать золото. Решил выкопать яму во дворе и ночами стал махать лопатой. Соседи с интересом наблюдали за ним из укрытий — уж очень странно он себя вёл: купил лишних двух ослов, роет ночами яму… В конце концов золото было спрятано, но тут к человеку пришли и потребовали объяснений. Как он ни выкручивался, всё же пришлось ему рассказать, как было дело. И тогда люди забрали у него всё золото и раздали всем понемножку, ибо было совершенно ясно, что кто-то это золото украл и спрятал. Человек, нашедший богатство, ругал себя на чём свет стоит: и богатства не нажил, и в расходы влез, и зря землю копал!

Смысл притчи в том, что не заработанное богатство никогда не приносит пользы. Мало того, оно причиняет множество непредвиденных хлопот. Жизнь богачей, вызывающая зависть у бедняков, — всего лишь иллюзия счастья. Ведь владеть многим вовсе не означает быть счастливым. Как раз наоборот: это причина бессонных ночей, болезней и душевных неурядиц. Собственность — зло, если она чрезмерна. Порою ничего не стоящий пустяк приносит куда большую радость, чем владение целым состоянием.

†††

Шёлковый веер красавица забыла на балу. Его нашли и вернули владелице. Та была рада, ибо шёлк стоил очень дорого в старину, и, забрав веер обратно, оделила нашедшего монетой. Тот взял монету и ушёл в задумчивости, размышляя: «Почему за доброе дело мне заплатили мерою сатаны? Нужно ли мне использовать эту монету себе на пользу или таким образом я ввергаюсь в сатанинский соблазн?» Чувствуя эти его муки, Господь сказал человеку: «Прислушайся к себе сам, лучший твой советчик — твоя собственная душа. Если тебе монету потратить на еду — Я посмотрю на это сквозь пальцы, ибо есть — не значит ввергаться в соблазн. Так ты удовлетворишь простейшую нужду тела. Если же ты купишь себе нож и пойдёшь убивать людей, чтобы отнимать у них добро, — это другое дело, тут сатана найдёт тебе применение злое, и значит, монета принесла тебе вред. Если же ты выкупишь собаку с живодёрни, то монета принесла тебе пользу, ибо ты дал жизни невинной продолжиться. Так что не стоит сия монета столь мучительных размышлений, сама по себе она ничего не стоит, важно лишь то, какое применение ты ей найдёшь».

†††

 

К началу