Притчи

Мудрые притчи о самом главном человеческом искушении

Золотые монеты спорили с медными, кто из них важнее. «Мы, — говорили золотые. — Благодаря нам мир движется и развивается. Для нас лишить человека рассудка — пара пустяков. А поскольку рассудок в человеке главное, то мы управляем человеком, а значит, миром». Медные деньги выслушали это и сказали: «А мы можем злобу народную приглушить. Народу дай нас — он и не мучается, не бунтует, не идёт войной на тех, у кого золото в погребах. А поскольку бедняков больше, чем богатых, то медь дороже золота. Она утишает обиды и чувство несправедливости в народе. Ведь народ — безропотное стадо, ему лишь бы не голодать». «Зло ты говоришь о народе, — усмехнулось золото. — Богачи, по-твоему, лучше?» «Хуже, — сказала медь. — Они умеют хитрости сатаны мудростью Господа назвать — и им верят, ведь они владеют золотом. А золото — это гонг сатаны». «Почему гонг?» — удивилось золото. «Потому что оно звенит, сзывая ангелов Страшного суда. И у кого окажется больше золота, тот и умрёт, муками истерзанный». «Смерти никому не избежать», — сказало золото. «Ты право, — согласилась медь. — Но не думай, что от мук можно откупиться золотом. Это нетрудно сделать медной монетой, но не золотой. Ведь золото — это гордыня, а медь — смирение».

Смысл притчи ясен: золотом усыпана дорога к вечным мукам, и медью — к блаженству.

†††

 «Деньги ему не могут помочь, — сказала змея, укусив человека. — Мой укус смертелен, ибо нет у меня иного способа защитить себя. А человек думает, что, мудростью не наделённый, но деньгами, может смерти избежать. Деньги — изобретение сатаны, и ему нужны души, унесённые им на злую надобность. Зачем же ему наделять деньги способностью давать бессмертие?»

Смысл притчи таков: деньги ни от немого зла не спасают, то есть от демонов, ни от смерти. Могут они лишь на время отодвинуть срок умирания — если нищий, погибающий от голода, получил вдруг монету. Господу легче зло убить, если не станут люди деньгам поклоняться, души выставив на продажу.

†††

«Луч Мой может милость сделать человеку, — объяснял Господь одному маловерцу. — Если Я на него обращу взор свой, то станет он счастлив. Но богатств не жди от Меня, это не Мой промысел — делать человека богатым». «Разве счастье не богатство? — засмеялся радостно тот человек. — Я согласен, Господи, быть счастливым без богатства, ибо наградил Ты меня мудростью, что монеты — это несчастье». И Господь был доволен, что в Его мире появилась душа, озарённая Господним светом, ускользнувшая из сетей сатаны.

†††

К началу