Притчи

Почему глупость чаще всего – наш собственный выбор  и только ли в отсутствии знаний она состоит?

Муха напялила на нос очки — ей казалось, что в них она прекрасней стала. Но, поскольку муха в них плохо видела, то скоро её поймал воробей. Муха увидела, что он тоже в очках. «Слепой ты, что ли?» — спросила муха. «Я не слепой. А просто когда я в очках, мухи кажутся большими и я быстрее наедаюсь». «Счастливый! — завистливо вздохнула муха. — А вот мне очки мало помогают. В них каждый воробей кажется мне орлом, и я помираю со страху». «Зачем же ты носишь очки?» — удивился воробей. «Да ведь в них я красавица!» «Для меня большая удача съесть большую — на носу у меня очки — красавицу», — сказал воробей и проглотил муху.

Смысл притчи такой: не используй что-то без надобности, иначе оно может сыграть с тобою злую шутку. А истинный смысл иной: мудрость не даётся тому, кто мысли свои направляет на мелочи жизни. Нужно мозг свой уметь сосредоточивать на важных вещах, а не на пустяках, как муха, которая хотела казаться красавицей, а красота её не спасла.

†††

Некий мудрец навлёк злую напасть на доброго глупца: тот внезапно не смог больше радоваться жизни, ибо задумался: на злую ли я неудачу родился? Или для радости бездумной? Глупец мучился, не зная, какой ответ выбрать. А Господь сказал злому мудрецу: «На тяжкую участь ты обрёк глупца: он жил, как умел, и радовался, и Мне давал лозу жизни радостью своей. Теперь же он и сам себе не в радость, и Мне нет от него пользы». Злой мудрец ответил: «Я думаю, каждый человек должен дать себе ответ на вопрос, зачем он родился. Разве я виноват, что глупец не смог ответить и мучается теперь?» «Да, ты виноват, — отвечал Господь, — ибо добрых глупцов не стоит направлять к решению сей задачи: радость их покидает, а скудный ум не позволяет дать ответ. Что толку, если оставшиеся годы они проведут в муках, осознавая своё несовершенство?»

Смысл притчи в том, что нужно понимать, чей ум способен воспринять мудрость Господню, а чей нет. Видя перед собою глупца незлого, не удовольствуйте его знанием высоким: он не способен поумнеть, узнав его. Лишь те, кто ищут Истину и мучаются, не находя, должны стать вашими слушателями: им дан ум, если они устремлены к Истине, и ваши слова станут зёрнами, упавшими на почву, подготовленную к севу.

†††

Молот говорил наковальне: «Мне лучше, чем тебе, ведь я луплю тебя прямо в лоб». «Я не лоб тебе подставляю, а спину, — ответила наковальня, — а вот ты бьёшь по ней башкой. Тебе хуже, чем мне».

Смысл притчи следующий: если ты несёшь людям мудрость, а они тебя насмешками мучают, подставь для ехидных слов спину, а не лоб, и ты не пострадаешь. А дураки пусть бьются о мудрость глупыми своими башками и разбивают об неё мозги. Им не может быть лучше, чем тебе, ведь глупость — это дар сатаны. И награда за этот дар — беды и муки души, которая вечно и неизменно устремлена к Господу, своему Создателю.

†††

 

К началу