Мироустройство

О главной ошибке тех, кто считает себя учителями

Довод немудрый у тех, кто учит других: дескать, ученикам будет легче, если они воспримут приобретённый учителем опыт. Так можно говорить лишь мастерам, обучающим кого-то техническим приёмам их ремесла. Но даже в этом случае необязательно, что ученик использует приёмы мастера. Узнав о них, он может создать свои приёмы. И если, применяя их, ученик достигнет высот в ремесле, это будет лучшим подарком его мудрому, а не деспотичному и неумному учителю.

Что же касается духовного наставничества, тут чем своеобразней личный путь, чем дальше он отклоняется от проторенной и исхоженной многими дороги, тем великолепнее результат. Цель одна, а пути индивидуальны. И каждый индивидуальный путь Мне даёт видеть вас яснее. Чужой духовный опыт — лишь иллюзия опыта для вас. Ничьи попытки увлечь вас на свой путь не должны соблазнять вас. Лишь направление вы можете принять от учителя, лишь ослепительная цель должна указывать неугасимо путь вашей душе, — но не подробные наставления, как её достигнуть.

«Упражнения» ничего не дают для приближения к цели истинной. Любые духовные практики — это поиски не цели, а состояния блаженной бездумности. А подобное состояние не позволяет при жизни быть сосредоточенным на подлинной цели, ибо она — в осознанном и всё более мучительном приближении к Свету. Это болезненный процесс, но как всё сопровождающееся болью высшей точкой своею имеет счастье освобождения от этой боли и созерцание прекрасного результата, достигнутого претерпеванием боли, так и постепенное слияние со Светом обернётся для вас всеобъемлющим, хотя и временным, осознанным ликованием. Блаженная обезличенность — это устойчивое состояние, которое в Небе может быть достигнуто не сразу. На Земле же — при помощи духовных практик — оно может быть лишь кратковременным, но влекущим за собой душевное опустошение: так неоправданно высокое энергетическое напряжение сменяется полной разрядкой источника.

Но чтобы прийти к ликованию, каждый шаг на пути восхождения должен быть не просто осознанным, а лично пережитым. Чужой опыт не помощник человеку на этом пути. Опыт потому и стал чьим-то опытом, что был человеком пережит, прочувствован и лишь затем осмыслен. Настоящая задача учителя — помочь ученику найти собственный путь к Свету, даже если путь этот совершенно иной, нежели путь учителя, даже если он лежит в других областях человеческого бытия.

Навязывание личного опыта говорит о том, что человек не учитель, а деспот и, возможно, неумён. Радоваться поискам ученика, а не раздражаться на его непослушание и ошибки — вот что должно быть свойственно настоящему учителю. Видя, какие болезненные уроки получает ученик, ступивший на собственный путь Света, учитель должен не выводить ученика из его тупиков, а призывать к принятию единственно верных решений. Если ученик избирает ошибочные ходы, то пусть и пожинает их горькие плоды: так он обретает необходимый его душе опыт. Учитель в этом случае должен лишь вносить ясность в сознание ученика, приучать его видеть дальние последствия его поступков. А если учитель бесконечно вмешивается в процесс духовного саморазвития, то ничего не стоит такой учитель, подменяющий своим личным и оттого очень узким человеческим опытом безмерность Истины в её невероятной вариативности.

Роль учителя сродни роли подлинного духовного пастыря или священника: он должен привить ученику мысль, что путь к Свету у каждого свой и нет одинаковых двух. Слишком разнообразны свойства человеческой личности, чтобы пережитый кем-то опыт мог привести другого человека в ту же высшую точку. Этот опыт может стать опытом другого человека лишь в очень малой степени. Знание об этом пережитом кем-то опыте способно подтолкнуть другую личность отправиться в том же направлении, но испытать высшее потрясение не даст: вершина будет уже смещена, ибо ожидание озарения в некой «точке» никогда не оправдывается. Озарение всегда неожиданно, оттого оно и потрясает.

Стремление к познанию себя озаряет ученика, пустившегося в путь. Индивидуальное проявление его души как частицы Господа должно приводить мудрого учителя к мысли о том, что именно индивидуальное проявление свидетельствует о великих творческих способностях Создателя и об особом преломлении Его Света в каждом кристалле души человеческой. Всем указывать один путь — противоестественно, ибо всё не похоже друг на друга: что для одного истинно, для другого противоречит его представлениям о верном пути. Не оставлять ученика на его кружных туманных путях к Свету, хотя, казалось бы, есть путь куда более короткий и ясно различимый, быть для него живым примером достигнутых возможностей — вот задача учителя, испытание его терпения и любви. Ведь без терпения и любви, без уверенности в лучистой природе души, не похожей на твою собственную, не стоит и вступать на тяжкий путь учительства. Никогда не даст плода древо, чьи корни не политы кровью сердца…

…Учитель, основы давший ученику и от него получивший подтверждение, что и на иных путях возможно не менее ослепительное озарение, испытывает счастье. И это счастье за другого — за ученика, своими трудными путями пришедшего к своим высотам великого одухотворения, — говорит о том, что учитель может себя назвать учителем. Те же, кто ищет учеников покорных, не выскальзывающих из-под диктата чужого опыта, — не учителя, а всего лишь преисполненные мнимым ощущением собственной мудрости люди. Попытка навязать свой опыт как единственный путь свидетельствует об узости их взгляда на мир и тщетности стремления быть чьим бы то ни было учителем: это не призвание, а возложенный на себя чужой венец.

То, что ученик, восходя собственной тропой, добрался до нужной высоты, — вот награда учителю его. Духовные силы наставника незримо поддерживали ученика, не давали сияющей цели скрыться за пеленой сомнений и разочарований, не позволяли иссякнуть желанию обрести подлинный Свет. И эти напряжения духа учителя — его подвиг, ибо знал, когда поддерживать, и не спускал духовного взора с карабкающегося своим путём.

И Истина в опыте ученика предстаёт перед учителем ещё большим числом сверкающих граней. И радостным волнением нового открытия и постижения её восстанавливает учитель духовные силы свои — так что с опытом каждого следующего ученика они делаются всё более могучими…

 

К началу