Мироустройство

Зачем нужны страдания, и чего лишаешься, уклоняясь от них? 

Отупеть можно и от боли, и от бесконечного ликования. Душе необходимо всегда скользить по грани, разделяющей радость и печаль, чтобы оставаться остро чувствующей. Ибо как сумеет душа уцелеть в мире вечных превращений, где нужно ей выбирать то, что придаст ей жизненных сил? Опасность соскользнуть в бездну мрака оттеняет ликование, оно и возможно лишь потому, что существует страдание. Радость бесконечная перестаёт быть радостью, так же как неизбывная боль когда-нибудь прекращается — даже если вместе с болью иссякает и сама жизнь земная. Потому не ищите возможности уклониться от боли, запрещая себе чувствовать. То, что и боль должна быть частью жизни, надо принять как дар Господень. Не убирает Господь муки из судьбы человека часто именно потому, что надеется: однажды радость водворится в душах людских, равная их страданиям. Чем они глубже, тем выше радость. И, скользя по грани противоположных чувствований, станете проницательнее, ибо постоянное ощущение иной стороны обостряет восприятие…

Я скажу больше: душа глубокая инстинктивно испытывает потребность в страдании, ибо так ей становится ясна и полнота её радости. Разум, не согласованный с душою, может этому противиться: надеясь избежать муки, он заставляет человека совершать поступки безнравственные или просто трусливые. Это часто приводит к противоположному результату: осознав то, что он совершил, пытаясь уклониться от страданий, человек корит себя за проявленное малодушие и страдает ещё глубже.

Мука душевная рождается от ощущения несоответствия чего-то планам созидания, творчества, процессу восхождения на доселе невиданную высоту. Гармония — это вовсе не бездумное ликование, а чувство полноты бытия, которое без страдания невозможно. Гармония и есть скольжение по грани. Вооружённые знанием о равновесии противоположностей, вы ничего уже не будете страшиться. Иов, претерпевший череду утрат, внутренне возвысил свои страдания до единственно достойной их противоположности — всепоглощающего обращения души к Богу. И тем самым достиг утешения и восстановил в душе ту подвижную грань, с которой нужно было обращаться  осторожно.

Требуется понять, что душа, страдающая от недостатка Света вокруг, куда ближе к нему, нежели та, что неумеренно радуется сумеркам. Ослепительный Свет вообще может показаться близорукой душе опасным — как зажмуривается человек, внезапно вышедший из темноты на солнце.

Человек, не испытывающий потрясений, не способен почувствовать собственную глубину. Потому ищите в жизни то, что вам на неё укажет. Не бойтесь страданий, но на самом краю пропасти вспоминайте, что мир светоносен, раз он всё ещё существует. И что он способен обернуться радостью для тех, кто умеет и не боится чувствовать.

И от самых жестоких душевных мук может избавить то, что способствует вашему восхождению к неугасимому Свету. Если же что-то меньшее — значит, не столь уж неизбывны ваши страдания. Вы сами почувствуете и осознаете свои пределы: то, что вас утешает, энергетически равно степени муки.

По-житейски радуясь тому, что недостаточно светло, помните, что существует Свет куда большей яркости. Но знайте: когда-нибудь совершенно убедившись в этом, вы с этой минуты станете и глубже страдать — оттого, что далеко не всегда Свет способен проявляться с потрясшей вас очевидностью и что он скрыт от многих людей, вас окружающих. Делайте же свой выбор. Либо, спасая себя от душевных мук, удовлетворяйтесь недостаточным — либо, страдая, но и находя утешение в Свете, сияющем в глубинах вашей собственной души, вы достигнете ощущения её увеличивающейся полноты.

 

К началу