Мироустройство

Три размышления о полноте бытия

***

Полнота бытия заключается в том, чтобы уметь существовать на тонкой границе двух своих ипостасей: духовной и плотской. Воспаряя духом, не исчезать из земного плана бытия и, наполняясь удовольствиями плоти, не забывать об источнике всех наслаждений — начале незримом, лучистом, неугасимом. Если бы каждый человек попытался ощутить связь этих двух планов существования — и тогда духовное и плотское, оба, наполнились бы как сосуды, содержимое которых до сего мига не достигало краёв.

Полнота бытия — в совмещении духовного и плотского, в дарованном человеку умении в конце концов приходить к изначальному, но на более высоком уровне восприятия, в умении раздвигать границы души. Люди - дети Господа, и если Он дает людям нечто, то и они могут давать нечто своему Создателю. А всё, в чём Он нуждается, — увеличивающийся Свет человеческий. Увеличивающийся вопреки всему, что гасить человека должно и делает это. Те, кто светит, несмотря на пугающе сгустившийся мрак вокруг, — лучшие дети Господа. Нет лучшего, воодушевляющего Его поступка человеческого, чем это ежедневное мучительное преодоление — во имя Света истинного.

Полнота бытия Господа— в соединении Света Своего и человеческого. И для Господа полнота важна так, что человек и  вообразить себе не может, ибо, ощущая полноту бытия, Создатель трудится во имя Света Мироздания, который также утверждается в борьбе двух начал. Таким образом, от усилий каждого человека Земли зависит Мироздание, ибо его бытие — это столь же полноты требующий взаимообмен энергиями, как и Господа, и человека. Полнота жизни — в этом взаимном дополнении энергий, где любой поток необходим, но верный баланс — основа всего.

Полнота бытия — сочетание умудрённости земной и знание Мироустройства. Понимание, что душа твоя необходима Мирозданию, даёт это ощущение полноты бытия. Достигнувшие сего понимания счастливы, как демиург, сотворивший то, что замыслил.

 

***

То, что полнотою бытия может назвать человек, — это единение разума и души: когда разум вопрошает душу, и она даёт ответ, с которым разум согласен. Но человек устроен так, что ему хочется на опыте проверить, верен ли ответ души, ему трудно принимать его без колебаний. Однако опыт не всегда подтверждает правоту души, и человек всё реже обращается к ней за советом.

В чём тут дело? Почему, согласно опыту, душа — или, как человек её называет в подобных случаях, интуиция — не всегда оказывается права?

Избрав опыт мерой своей внутренней правоты, человек может определить лишь одно: степень своей открытости Свету небесному. Те, кто наделён этой открытостью в большой степени, опытом лишь подтверждают, что душа, или интуиция, их не подводит. Она «правее» разума, которому свойственны и заблуждения, и ограниченность, и сковывающее сомнение. Душа всегда мудрее разума, но, чтобы она озаряла вашу жизнь Светом Истины, не стреноживайте её. Разум должен следовать за душою, ибо ей открыто всё, что вам нужно знать, а вы, то есть разум ваш, не доверяете ей. Опыт — не всегда верное средство проверить правоту души. Опыт может опираться на законы, которые не являются доказательством в каком-то конкретном случае. Или опыт слишком груб, приблизителен, неточен. Проверяя, учитывайте это, ибо всё имеет близкие и отдалённые последствия. Потому то, что оказывается «на поверхности», не всегда подтверждает или опровергает правоту интуиции, или голоса души. И всё же иногда опыт показывает, какую верную подсказку дал этот голос. Прислушивайтесь к нему почаще, иногда вопреки «здравому смыслу». Если результат покажется вам плачевным, не отчаивайтесь, а поставьте себе целью испытать полноту бытия. То есть бесстрашно открывайтесь Свету небесному, чтобы душа, вопрошая разум: веришь ли ты мне? — получала утвердительный ответ.

***

Удовлетворяемая потребность в том, чтобы земные радости сочетались в жизни с глубинными, подлинными, высочайшими духовными радостями — вот в чём заключается полнота бытия, вечно ускользающая цель существования воплощённой души.

Полнота бытия достигается при помощи таких невероятных усилий души и разума, что только человеку Земли она доступна в полной мере. Никто другой не понимает, что это такое — полнота бытия. Радуясь, никто не думает о том, полна ли его радость. И лишь человек, обладающий двойственностью натуры, смутно или вполне ясно представляет себе, о чём идёт речь. Полнота бытия для него — желанная, почти недостижимая, а потому необходимая вершина, на которую ведут осыпающиеся под ногами, опасные тропы.

Во всяком случае, таким человек был замыслен: ищущим полноты бытия.

Двойственность натуры — и дар и тяжкое бремя для человека. Ибо радостей духовного просветления никакое иное воплощённое создание не ведает, а эти радости есть успешный итог мучительного восхождения на высочайший пик — души, проходящей свой путь преодолений в мире материи. 

Соединение внутри себя радости земной жизни с подъёмом на этот пик — вот искомый результат, вот обретение полноты бытия. Только надо понять, что духовное начало должно превалировать в человеке, и оно определяет, что радостью земною может считаться и как именно нужно радоваться земному. Что, восхищаясь цветком, или птицей, или красотой пейзажа, нельзя трогать их, пытаться ими обладать, ибо это желание — от тьмы, чья суть — поглощение. Что радости любви земной не сводятся к радостям плоти, но восходят к поиску Неба в жизни. Что болезнь, уходящая из тела, когда вы призвали на помощь Небо, суть его надежда на вас как на высокое духом существо.

Умейте находить радость вокруг себя даже в самые тяжкие миги жизни, умейте в каждом радостном земном событии видеть обращение Небес к вашей душе — и вы обретёте полноту бытия, называемую истинной радостью, чтобы сделаться больше самих себя. Это и позволит предстать перед Создателем  и соединиться с Ним.

Полнота бытия — ощущение, которое должно быть человеком достигнуто, ибо оно возносит в лоно Отца Небесного. Это редкое ощущение умирающего, ибо далеко не каждый достиг его в жизни и умирает в полном покое и сосредоточиваясь на этом ощущении. Полнота бытия в миг смерти переносит душу на берег океана радости — радости, которая в некотором смысле парадоксальна, ибо это всепоглощающее излучение. Душе, испытавшей на Земле полноту бытия, новая радость — точнее, новая мера её — окажется доступной в Небе.

Но недостаточно просто радоваться, нужно уметь избавляться от мешающего этой радости, а это невероятно трудно, ибо человеческая двойственность воздвигает препятствия на каждом шагу. Трудно обрести полноту бытия, когда живёшь в мире страданий, скажете вы. Но это не так! Только в мире страданий она и возможна. Ведь человек должен научиться видеть радости там, где они, казалось бы, невозможны, да ещё проследить, что эти радости — дар небесный именно вашей душе.

Только во мраке светит огонь. На свету он не виден.

Но как не испытывать горя, как и в чём обнаружить небесный Свет, если рядом умирает любимое существо и вы не в силах ему помочь — если вы молились, но спасение так и не пришло?

Ваша беспомощность — заблуждение. Вы можете помочь ему подняться в Небо на крыльях вашей ликующей души. Но это же безумие — радоваться его мучительному умиранию! Отвечу тем, кто страдает и отчаивается, находясь в такой полноте горя, что о полноте радости не способен думать. Вы видите муки телесные и не подозреваете, как мечтает эта душа избавиться от тела. Разум умирающего может не осознавать, для чего ему даны эти муки, не смиряться с ними, он может гневаться и унывать. Но душе, когда тело безнадёжно разрушено, необходимо уйти из него. Ибо то, что ей мешает совершать должное и ощущать полноту бытия, нужно отринуть. Поймите это и не горестями разума, сопротивляющегося неизбежному, озаботьтесь, а необходимостью души войти в мир иных возможностей.

Вот что одинаково важно понимать и тому, кто умирает, и тем людям, кто видит последние муки любимого человека.

Душа мудрее разума — тем более в такое тяжкое время, когда происходят неконтролируемые колебания психического состояния — от бунта к смиренному ожиданию неизбежного и обратно. Поддержите душу, переключите внимание, научитесь радоваться тому, что остаётся за рамками фатальности, обречённости. Солнечный свет, запах оттаявшей земли, древесный шум за окном, любовь ваша и любовь к вам — неизменны, что бы ни происходило в этот миг. Пусть душу озарит это волшебное ощущение: она уже в пути к новым впечатлениям, но и земное не оставляет её, стараясь наполнить уходящую в небесные выси радостью и тем придать ей возможную полноту.

Займите сторону души — и вы станете ещё мудрее. Учитесь умирать. Неизбежное свершается с любым, и человек должен принимать это неизбежное как возможность унести полноту бытия, обретённую на Земле, туда, где эта полнота измеряется уже совсем в иных величинах. Она высветится как способность получать истинную радость — там, где радость имеет бесчисленное число граней и имеет неизмеримую глубину.

 

К началу