Мироустройство

Постоянство невозможно, но оно необходимо. Немного о закономерностях Мироздания, которые позволяют разрешить эту загадку

Человек живёт в тумане собственных представлений о мире, ибо его система координат субъективна: всё выходящее за её пределы считается противоестественным, необязательным по меньшей мере. Но то, что на самом деле происходит и в какую систему координат вписан сам человек, остаётся для него неведомым.

Эта ограниченность непреодолима, ибо заложена в человеке изначально.

Он не в силах воспринимать Мироздание как некое живое создание, как взаимообмен энергий, как волновое образование. Человек видит над головою небо, на котором тысячелетиями сияют одни и те же звёзды, и понимает, что хотя есть нечто изменяющееся, но есть и неизменное. То, что звёзды становятся иными ежесекундно, он лишь предполагает, но не видит. И это определяющее обстоятельство: чувственное восприятие оказывается сильнее рассудочного.

Не только звёздное небо над головой внушает человеку мысль о постоянстве. На Земле времена года, рассвет и закат, жизнь и смерть сменяют друг друга в неизменной последовательности. Существует некий привычный порядок жизни, опирающийся на неизменные вещи. Лишь иногда природные катастрофы нарушают этот порядок, но он чаще всего восстанавливается.

В человеке, наблюдающем жизнь, постепенно формируются основы дуалистического мировосприятия: неизменное и изменяющееся, свет и тьма, тепло и холод, ненависть и любовь и так далее — это и есть мир, противостояние начал. Мироздание есть целостность, и она потому возможна, что есть противоположности, умозрительные «полюса», без которых нет границ.

Целостность мира предполагает границы — не постигаемые разумом, но ощущаемые душою. Душа всегда создаёт границы, то есть обнаруживает сопричастность одного явления системе, другое же явление определяет как чуждое ей. Это и есть границы, которых «физически» не существует, ибо даже Бытие и Небытие — взаимопроникающие вещи. Но душа, или чувствующее на особом уровне образование, создаёт не то чтобы свою систему координат для Мироздания, но условные понятия, в которых нет общего, но есть личное. То есть это условные точки опоры для понимания именно ею небесного устройства. 

Заданная условность и воспринимается ею как условность.

Потому поиски точек опоры для восприятия Мироздания — необходимость для человека. Постоянство и есть одна из таких точек опоры, ибо изменчивость в человеческом сознании есть отсутствие каких бы то ни было закономерностей. Закономерность — это повторяемость неких неизменных явлений, их причинно-следственная зависимость. Но если всё изменчиво, стало быть, и закономерность может изменяться, «не срабатывать». Для того, чтобы человек хотя бы как-то мог воображать себе Мироздание, его сознание и находит в окружающем мире некое постоянство.

Постоянство ему необходимо по многим причинам. Человек недолго живёт в виде плотного существа, и оттого процесс духовного самосовершенствования должен для него иметь некую твёрдую точку отсчёта. И он её нашёл в начале жизни, в открывании мира пробуждающимся сознанием, ещё связанным с душою. Первооткрытие мира — это некоторый постулат, опора духа, ибо у всех происходит одинаково. Все дети начинают жизнь с этого. Но позднее, когда взрослые принимаются обучать детей, они делают это по-разному. Важно, кто именно и чему учит. Дух ребёнка либо возвышается, растёт, принимает изменчивость жизни как необходимое её условие, либо дух становится нечувствителен к таким вещам, как связь его с Небом, к тому, что жизнь сложнее многократно, нежели её устройство, предпринимаемое человеком на протяжении всей своей истории. Ребёнок в таком случае начинает думать, что мир возможно и даже необходимо преображать по своему произволу, а не заботиться о том, чтобы не нарушать его законов и гармонично вписываться в него. Это не значит, что следует оставаться «первобытными», но важно, действуя, опираться на естественные законы и не брать больше того, что необходимо. Вот эту меру люди и не соблюдают, оттого и обречены. Человек не спасает дом свой, даже интуитивно понимая, что число представителей его вида превысило максимально возможное значение, — но ещё более губит его, воображая, что спасение ждёт его на других планетах.

Самообман всегда подогревал стремление человека утвердиться на Земле. Только очень духовные люди видели гибельность такого стремления, ибо утверждение на Земле всегда означало удобное существование любой ценой

Человеческая аргументация понятна и по-своему оправданна, но она, по меньшей мере, поверхностна. Без постоянного излучения Солнца жизнь на Земле прекратится, утверждает человеческая наука. Как и без неодолимых желаний живого существа пить, есть и спать.

Разве с этим можно спорить?

Константы, обнаруженные человеком, а точнее, считаемые им таковыми, ничуть не опровергают факта изменчивости мира, а также его собственной.

Но вот углубленное представление человека о Солнце. Солнцу, чтобы посылать к Земле излучение, необходимое для существования на ней органической жизни, приходится быть переменной величиной, хотя все процессы происходят главным образом в глубине звезды. Излучение, таким образом, — итог его изменчивости. Потоки, посылаемые к Земле, постоянны лишь по этой причине. На таком примере можно это объяснить: одни и те же ноты, исполняемые разными оркестрами, — это всегда энергетически разная музыка, ибо исполняют её люди с индивидуальной энергетикой.

То же самое касается и живого существа. Парадоксально звучит, но, чтобы оставаться самим собою, оно должно изменяться, ни на миг не прекращая этого процесса. «Естественные потребности» вызваны разными состояниями организма. Сегодня вы голоднее, чем вчера, и спать хотите нестерпимо, ибо устали больше обычного. И жажда мучает человека в пустыне гораздо сильнее, чем в зоне прохладного климата.

Но желания всё те же, возразите вы, это постоянные желания.

Взгляните на них с иной стороны. Если бы люди видели «энергетическую схему» происходящего, то поняли бы: желания есть, пить и спать — всего лишь стремление восстановиться в виде живого, то есть изменчивого, создания ради того, чтобы оставаться частью живого, изменчивого Мироздания.

Давайте внимательно посмотрим на то, что кажется нам неизменным. Просто в небесной лаборатории все реакции протекают с разной скоростью. Некоторые закономерности не вечны, а действуют лишь тогда, когда в них есть необходимость. В сущности, единственная закономерность неизменна: то, что движение означает Бытие, а отсутствие движения — скрытую потенцию его.

Законы Мироздания — подвижная вещь, но они, по меркам человека, едва ли не вечны. Законы основаны на понимании Мозгом Мировым Мироздания как бесперебойно функционирующей саморазвивающейся системы. И законы действуют ровно столько времени (хотя время — это условная величина), сколько они соответствуют общей цели Бытия. Сложатся некие другие условия — и закономерность сменится какой-то другою. Всё направлено на то, чтобы Мироздание было.

Устаёт и Небо, и тогда изменяется всё. Пока неодолимый сон не скуёт энергию, она будет существовать, то есть изменяться. Когда исчезает Мироздание, возникает изменчивость в лоне Пустоты — пока не осуществится взаимопритяжение нейтрино, той частицы, которая заключает в себе потенцию изменчивости, то есть жизни.

Нейтрино — та частица, которая проявляется по-разному. Это и есть возможность движения, энергии, материи, — постулат. Единственный существующий постулат. Сформулировать его можно так: всё — изменчивость, явная или потенциальная.

Так что, пытаясь опереться на что-то в своих представлениях о Мироздании, люди невольно (ибо это заложено в них изначально) обращаются к первоосновам.

Пусть это утешает человека, когда он зыблется над туманной бездной миропонимания. Иных точек опоры действительно не существует.

 

К началу